Русский север: из Архангельской области в Карелию

Здравствуйте!

На прошлой неделе мой коллега Виктор Борисов пригласил меня в поездку по Архангельской области и Карелии. Нам предстояло проехать на серийном автомобиле  Audi Q5 Quattro по лесным дорогам и зимникам для того, чтобы попасть в Карелию из Архангельской области по кратчайшему маршруту. А за одно и протестировать возможности серийного автомобиля в условиях заснеженных дорог русского севера. Я согласился не раздумывая (Запись содержит 87 фотографий и большое количество текста. Все фотографии кликабельны).

Из Москвы мы выехали в четверг, 21 марта 2013 года, во второй половине дня. За МКАД выбирались почти 2 часа. Наш путь лежал в сторону Ярославля, Вологды и дальше на север по федеральной трассе М-8 «Холмогоры». Наш день закончился глубокой ночью, недалеко от границы Вологодской и Архангельской областей в небольшом мотеле под названием «Уют».

Лиса живет возле мотеля "Уют"

Лиса живет возле мотеля «Уют»

Ночлег в этом «Уюте» обошелся нам в 600 рублей с человека. Качество заведения оставляет желать лучшего, но, как говорится, «за неимением гербовой пишут на простой». По крайней мере, хозяйка мотеля была очень доброжелательна и накормила нас ужином. На завтра нам предстоял интересный маршрут до города Онега, надо было выспаться. Да и настоящая лисица, которая вышла к нам из леса, когда мы подъехали к мотелю, добавила месту позитива (улыбка).

Мотель "Уют"

Мотель «Уют»

22 марта 2013, подъем в 7:30, завтрак и в дорогу. Заехали на окраину города Вельск, чтобы помыть машину. В дороге мы много фотографировали, поэтому автомобиль должен был быть чистым.

Немного севернее Вельска свернули с федеральной трассы «Холмогоры» налево, в сторону Няндомы и Каргополя, откуда отправились строго на север. Наш маршрут лежал через рабочие поселки Плесецк, Мирный, Савинский.

Дорога на Няндому

Лесовоз

АЗС в Няндоме

Дорога на Савинский

Река Емца

В Савинском мы обедали в кафе «Аленка», которое обнаружили совершенно случайно. Увидели с дороги столовую, но она оказалась закрыта (работает только в обеденные часы, а мы приехали в Савинский чуть позже). В соседнем доме оказалось кафе. Решили обедать здесь. Наш опыт накануне показал, что дорожный знак с ножом и вилкой не всегда означает наличие соответствующего заведения в указанном месте. Так в поселке Река Емца близ Савинского, оказалась только Река Емца.

Кафе "Аленка" в Саинском

Кафе «Аленка» в Саинском. Не плохо и не очень дорого.

От Савинского до Онеги 220 километров. Большую часть пути дорога петляет по лесу вдоль реки Онега. Места глухие, с фантастически красивой природой, глухими архангельскими селами и древними деревянными церквями. По пути мы делали несколько остановок – заезжали в некоторые села, осматривали церкви и колокольни. В эти села можно добраться только по временной ледовой переправе. Во время ледостава и ледохода любое транспортное сообщение с такими населенными пунктами просто невозможно.

Ледовая переправа в село Турчасово

Наш транспорт - Audi Q5 Quattro

Наш транспорт — Audi Q5 Quattro

В этих краях лес является единственным доступным ресурсом. Из леса строят дома, церкви, мосты. Лес идет на дрова, дает грибы, ягоды, зверя и птицу. В некоторых глухих деревнях Архангельской области нет даже электричества. Люди там живут натуральным хозяйством. Сотовая связь на дорогах отсутствует, во многих поселках её тоже нет.

Колокольня в селе Турчасово

Колокольня в селе Турчасово — 1793 год

Церковь в селе Турчасово

Колоколня и Преображенская церковь в селе Турчасово

Вид с колокольни в селе Турчасово

Колоколня и Audi Q5 Quattro в селе Турчасово

Преображенская кубовая церковь в селе Турчасово - 1788 год.

Преображенская кубовая церковь в селе Турчасово — 1786 год.

Таксофон в селе Пияла

Церковь в селе Пияла

Церковь Вознесенья господня в селе Пияла

Почтовое отделение в селе Пияла

Церковь в селе Пияла, примерно 1700 год постройки

Церковь Вознесенья Господня в селе Пияла, примерно 1700-го года постройки

Церковь Вознесенья Господня в селе Пияла, примерно 1700 год постройки

В Архангельской области почти все мосты деревянные

Audi Q5 Quattro

Этот день, полный впечатлений,  закончился для нас в городе Онега, где мы поселились во вполне комфортную и недорогую гостиницу «Юбилейная». 2-х местный номер с удобствами обошелся нам в 2000 рублей. Пришлось некоторое время искать возможность для ужина: в пятничный вечер это не просто и в Онеге. Свободный столик нашелся в кафе «Любимый дворик», буквально в двух шагах от нашей гостиницы, а ужин на двоих обошелся в 400 рублей. Там же мы и завтракали, еще дешевле – за 200 рублей.

Доброе утро, Онега!

Гостиница "Юбилейная" в городе Онега

Гостиница «Юбилейная» в городе Онега

Audi Q5 Quattro

23 марта 2013 года, в субботу, мы отправились из Онеги в Поньгу по ледовой переправе, потом дальше в поселок Ворзогоры на берегу Белого моря,  и по зимнику в сторону деревни Абрамовская и поселка Малошуйка.

Ледовая переправа через реку Онега в селе Поньга

Ледовая переправа Онега — Поньга через реку Онега в селе Поньга

Дорога Поньга - Ворзогоры

Дорога Поньга — Ворзогоры

В Ворзогорах тоже есть старинные деревянные церкви. 17 век, а сохранились отлично.  Это село, пожалуй, наиболее благополучное из всех сел на нашем маршруте. Здесь почти нет заброшенных домов. Видно людей и собак. Есть какое-то движение по зимнику. Зимник, кстати, содержится в хорошем состоянии. Его регулярно чистит трактор «Кировец». Правда зимняя дорога очень узкая. Проехать может только одна машина, но есть специально расчищенные разъезды, где можно остановиться и пропустить встречную машину. В одном месте на берегу Белого моря мы пропускали целую колонну.

Трактор "Кировец" чистит зимник в Ворзогорах

Ворзогоры

Зимник Ворзогоры - Малошуйка

Зимник Ворзогоры — Малошуйка

Зимник Ворзогоры - Малошуйка проходит по берегу Белого моря, иногда прямо по морю.

Зимник Ворзогоры — Малошуйка проходит по берегу Белого моря, иногда прямо по морю.

Река Нименьга

Белое море

В деревне Абрамовская мы предприняли попытку проехать по лесной дороге в сторону Унежмы. Примерно через 20 километров, в глухом селе дорога кончилась и мы вернулись в Абрамовскую. В этом глухом селе нет ни газа, ни электричества, за-то есть таксофон со спутниковой станцией, ветрогенератором и солнечной батареей. Судя по всему, им никто не пользуется. Следов на снегу около таксофона не обнаружено. Такая же ситуация с таксофонами и в других селах. Единственный местный житель, которого мы повстречали, вероятно, нечасто встречает людей: было видно, что он почти ни с кем не разговаривает – на столько ему было трудно общаться. При этом он был абсолютно трезв. По дороге обратно в Абрамовскую мы с Виктором рассуждали о том, что для людей, живущих в таких заброшенных селах, вероятно, не существует такой ценности как деньги. Возможно, у них и паспортов-то нет.

Шатровая церковь в селе Абрамовская - 1638 год

Шатровая церковь в селе Абрамовская — 1638 год

Село Абрамовская

Дорога из Абрамовской в сторону Унежмы

Здесь заканчивается дорога из Абрамовской в сторону Унежмы

Глухая Архангельская деревня без газа и электричества

Глухая Архангельская деревня без газа, электричества и сотовой связи

Из Малошуйки мы выдвинулись в сторону Карелии по лесной технологической дороге. По таким дорогам вывозят лес. До границы Архангельской области и республики Карелия лесные дороги расчищены от снега. Иногда попадаются встречные машины, но все чаще снегоходы. А вот у самой границы  за дорогой никто не следит – она ничья и никому не нужна. Здесь мы остановились, чтобы немного перекусить, выпить чаю и спустить давление в шинах до 1 Атмосферы. На спущенных шинах легче ехать по глубокому снегу. Если у Вашей машины клиренс больше 18 сантиметров, полный привод и есть лопата – проехать из Архангельской области в Карелию можно. Правда, только в зимнее время  (летом эти места почти непроходимы для серийных автомобилей). Мы это сделали. К закату мы выехали на регулярную грунтовку в 10 километрах от карельского поселка Валдай, что стоит на берегу озера Выгозеро. День стремительно заканчивался, а нам предстояло еще добраться до Медвежьегорска, где мы собирались остановиться на ночлег.

Поселок Малошуйка

Школа и хоккейная коробка в поселке Малошуйка

Малошуйка

Audi Q5 Quattro на выезде из Малошуйки

На зимней дороге из Малошуйки в Карелию разъезд встречных машин затруднен

Указатель на Унежму

Технологическая дорога. Указатель прострелен в нескольких местах.

Зимний лес и болото

Зимний лес и болото. Дикие места и никакой связи на десятки километров.

В этом месте проходит граница между Архангельской областью и Карелией

Здесь мы копали снег, но проехали на Audi Q5 Quattro

Колесо после зимней дороги

Так отогревают землю, чтобы ее мог копать трактор

Медвежьегорск производит мрачное впечатление. Городок выглядит депрессивно. На сервис нет и намека. Холодный и тесный номер в гостинице Онега стоит 2400 рублей. Местный ресторан «Онего» приветствует гостей толпой гопников-охранников, которые взымают плату за вход и им почему-то было смешно от надписи на моей жилетке «Моя планета». Разворачиваемся и уходим. У нас есть газовая плитка и консервы. Решили ужинать в номере.

Гостиница онежская в Медвежьегорске и ресторан "Онего"

Гостиница Онежская в Медвежьегорске и ресторан «Онего»

Мрачный город Медвежьегорск

Только на следующее утро, когда мы проехали еще 140 километров и добрались до поселка Пудож, мы поняли, что сильно ошиблись с выбором места ночлега. Надо было ехать в Пудож. Здесь мы нашли удивительно приятное место – мотель и кафе «Уют» (довольно частое название на российских дорогах). Отличное кафе, вкусно и недорого. Приятный мотель за те же деньги, что и гостиница в Медвежьегорске, качественное обслуживание, охраняемая парковка. Увы, такие места попадаются на российских дорогах не часто.

Кафе "Уют" в поселке Пудож в Карелии

Кафе «Уют» в поселке Пудож в Карелии

Информационный терминал в мотеле "Уют" в поселке Пудож

Информационный терминал в мотеле «Уют» в поселке Пудож

Мотель и кафе "Уют" в поселке Пудож

Мотель и кафе «Уют» в поселке Пудож

Обычный всесезонный транспорт в Карелии и Архангельской области

Нас остановили за скорость 55 км/ч в поселке Никольский Торжок Вологодской области

Под приятным впечатлением от придорожного сервиса в поселке Пудож мы отправляемся дальше. Сегодня решили вернуться в Москву, не смотря на то, что путь неблизкий – больше 1000 километров. По дороге мы еще раз останавливались на обед в Вологодской области. Здесь нас тоже порадовал придорожный сервис. Просто отличное кафе «Баранка» прямо на АЗС «Лукойл» в районе поселка Грязовец. Ах, если бы весь придорожный сервис был у нас таким же, как в поселках Пудож и Грязовец…

Кафе "Баранка"  около поселка Грязевец Вологодской области

Кафе «Баранка» около поселка Грязевец Вологодской области

От Ярославской области до Москвы мы попали в сплошную метель. Снег, который накануне засыпал столицу Украины, добрался и до Москвы. Ехали медленно. Домой добрались ближе к полуночи. Уставшие, но полные ярких и незабываемых впечатлений от русского севера, чистейшего снега и необычно чистого, почти сладкого воздуха. Теперь самое время спланировать новый интересный маршрут.

Искренне Ваш, А. Иванов

Исренне Ваш, А. Иванов

Александр Иванов

Александр Иванов - известный блогер, автор этого ресурса ;)

You may also like...

2 комментария

1. Анатолий:

Еще одно добавление.
    Зачем же Вы огорчаете жителей города Медвежьегорска, называя его мрачным? Да еще дважды. Надо побывать там летом. Там, все-таки, «Любовь и голуби» снимали))
    Может быть, Москва не мрачный город, но народ не лучше. Всех благ.