На Chevrolet Niva к сердцу Азии

Здравствуйте!

Бывают такие места, в которые Вы вряд ли отправитесь самостоятельно, скорее всего Вам и в голову такое не придет. Поэтому, когда я получил предложение отправиться в Хакасию и Тыву в составе экспедиции GM-AVTOVAZ, я не раздумывая согласился. Цель экспедиции — знакомство с природой и культурой Тувы, испытание на прочность автомобилей Chevrolet Niva, ну и восполнение некоторых пробелов в образовании как бонус (улыбка).

В статье очень много фотографий и текста. Все фотографии кликабельны, весь текст надо читать.

Национальный природный парк «Ергаки»

— Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!

—  Железный конь идет на смену крестьянской лошадке. Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»

12 августа мы вылетели из Москвы в город Абакан. Именно в Абакане был дан старт экспедиции «На Chevrolet Niva к сердцу Азии». За 4 дня нам предстояло проехать по маршруту Абакан — Кызыл — Кежеге — Тере-Холь — Убсу-Нур — Абакан.

Старт экспедиции На Chevrolet Niva к сердцу Азии

Генеральный директор GM-AVTOVAZ Гари Тилсон приветствует участников экспедиции.

В первый день мы выехали из Абакана и достигли национального природного парка «Ергаки». Это был самый простой, но от этого не менее интересный участок на нашем маршруте. В пути участники экспедиции смогли поближе познакомиться с автомобилями и привыкнуть к ним. Это было очень важно, потому что на следующий день нам предстояло съехать с асфальта и продолжить свой путь в тех местах, где дороги порой превращались в одни только  направления.

Национальный природный парк Ергаки

Промежуточная точка маршрута — Национальный природный парк «Ергаки». Турбаза «Ергаки».

Озеро Ойское. Западные Саяны. Национальный природный парк «Ергаки».

Удивительное, красивое и очень чистое озеро Ойское находится в Ермаковском районе Красноярского края, на территории природного парка «Ергаки», в бассейне реки Оленья речка, между двух горных вершин Западных Саян на высоте примерно 1600 метров над уровнем моря. Озеро является памятником природы.

Chevrolet Niva у озера Ойское

Автомобили Chevrolet Niva у озера Ойское. Западные Саяны.

Западные Саяны

В горах  погода может измениться несколько раз за час. Это мы и наши автомобили ощутили на себе неоднократно. В эти края надо ехать за пейзажами и впечатлениями. И того и другого всем участникам экспедиции хватило вдоволь.

Chevrolet Niva

Серийный автомобиль Chevrolet Niva может форсировать незначительные водные преграды.

Алдын-Булак — Кызыл — гора Кежеге

— Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»

Рано утром 13 августа 2013 года мы продолжили свой путь. Экипажи двигались по направлению к столице Тывы — городу Кызыл.

Граница Хакасии и тувы

Западные Саяны остались позади, перед нами лежали степи и холмы Тывы. Мы все еще двигались по асфальту. Но неукротимая тяга к приключениям заставляла нас откланяться от маршрута, и мы то и дело съезжали с дороги и устремлялись к вершинам холмов.

Chevrolet Niva покоряет холмы Тывы

Это могло бы продолжаться бесконечно… но день такой короткий, а впереди ещё так много интересного, да и время близилось к обеду.

Казалось бы, ну что такого, обед и обед? Все так. Только если этот обед проходит в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак» — он перестает быть просто обедом, а превращается в настоящее театрализованное шоу!

— Не делайте из еды культа! Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»
Этнокультурный комплекс "Алдын-Булак"

Этнокультурный комплекс «Алдын-Булак». Координаты: N51 33.173 E93 53.285

«Алдын-Булак» не просто место, где можно хорошенько перекусить и отведать национальные блюда из баранины. Здесь очень красиво и интересно.

Алдын-Булак

Гостей приветствуют войны…

… и девушки в праздничных одеждах.

Впервые в жизни я оказался в таком месте, где во время обеда можно было ожидать чего угодно, только не концерта ансамбля горлового пения.

Ансамбль горлового пения Чиргилчин

К сожалению, я не смог найти в Интернете никаких сведений  об этом ансамбле. Но они, без сомнения, великолепны и уникальны. Специально для читателей моего журнала я записал небольшой отрывок выступления этого ансамбля.

Этнокультурный комплекс "Алдын-Булак"

Статуя Будды в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак»

Chevrolet Niva в этнокультурном комплексе "Алдын-Булак"

Автомобили — участники экспедиции  в этнокультурном комплексе «Алдын-Булак»

Этот день был только в самом разгаре, а нам предстояло еще посетить столицу Тывы город Кызыл и монумент «Центр Азии» на берегу Енисея (Тувинское название — Улуг-Хем). Снова отправляемся в путь!

— Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Илья Ильф, Евгений Петров, «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
Центра Азии в городе Кызыл

Константин Байшев и Гари Тилсон развернули флаг GM-AVTOVAZ в центре Азии

Центра Азии в Кызыле

Без комментриев… Координаты: N51 43.455 E94 26.652

В республике Тыва проживает 310 тыс. человек. Из них в столице — 110 тыс. человек. Тыва была образована в октябре 1944 года после вхождения Тувинской Народной республики в состав СССР. До 1914 года она вобще входила в состав Китая. 80 % территории республики Тыва — это горы, остальное — равнинные степные участки.

Посетив географический центр Азии мы взяли курс на Юг. К вечеру нам предстояло добраться до горы Кежеге, чтобы приятно провести время в компании наших коллег и отдохнуть в полевом лагере перед началом следующего дня экспедиции.

Полевой лагерь у горы Кежеге

Полевой лагерь у горы Кежеге. Песчаный бархан на дальнем плане — начало пустыни Гоби и граница между Россией и Монголией. Координаты: N50 01.871 E95 27.081

Гора Кежеге является священным местом для тувинцев. Поэтому не обошлось без настоящего Шамана. Специально для нашей экспедиции местный Шаман провел обряд и попросил духов горы Кежеге быть благосклонными к нам. Духи услышали Шамана.

Шаман у горы Кежеге

Шаман проводит обряд у горы Кежеге

Полевой лагерь у горы Кежеге

Утро в полевом лагере

Озеро Тере-Холь — озеро Убсу-Нур

— Идите к чертовой матери со своим Студебеккером! Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Знатоки! Убивать надо таких знатоков! Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»
Выдвигаемся к озеру Тере-Холь

Третий день пути. Наш маршрут проходит через заповедник «Убсунурская котловина».  Мы направляемся к озеру Тере-Холь, а по дороге испытываем «Нивы» песком. Это было интересно! Я даже умудрился «засадить» машину на одном из участков: не решился прыгнуть через бархан, не зная, что меня за ним ждет, и ударил по тормозам. Как результат — Cevrolet Niva сползла боком в песок. Правда, помощь технички не понадобилась — обошлись при помощи нескольких лошадиных человеческих сил. Даже лопату не пришлось доставать (улыбка).

Песчаный участок в заповеднике "Убсунурская котловина"

Песчаный участок в заповеднике «Убсунурская котловина». Координаты: N50 00.569 E95 04.886

Наш автомобиль после песчаного участка.

Песчаный участок в заповеднике Убсунурская Котловина

Очень увлекательное занятие — езда по песчаным дорогам…

Автомобили экспедиции на песчаном участке

Еще увлекательнее наблюдать за такой ездой.

Закончив песчаный участок, мы направились непосредственно к озеру Тере-Холь. Это единственное теплое озеро на нашем маршруте. Все остальные озера либо питаются холодной водой горных рек, либо просто имеют ледниковое происхождение. Ну, а если в озере можно купаться — надо купаться, что мы с удовольствием и сделали.

Автомобили экспедиции у озера Тере-Холь

На турбазе у озера Тере-Холь. Координаты: N50 06.372 E95 08.672

Озеро Тере-Холь

Прекрасное место! Тихое, спокойное, умиротворяющее, впрочем,  почти как и вся Тыва. Но нам надо двигаться дальше. Еще несколько кадров в заповеднике и мы направляемся к озеру Убсу-Нур.

В заповеднике Убсунурская котловина

Заповедник «Убсунурская Котловина» находится в пограничной зоне.

Дорога к озеру Убсу-Нур — это 140 километров сплошных камней, которые слегка разровнял бульдозер. Но пейзажи вокруг…

По дороге к озеру Убсу-Нур

Ближе к закату подъезжаем к нашему следующему полевому лагерю. И вот, казалось бы, такой насыщенный день, такой интересный и непростой маршрут и надо бы уже остановиться, отдохнуть и набраться сил для завтрашнего дня, но не тут-то было… Наш полевой лагерь стоит в 20 километрах от озера Убсу-Нур. Оно огромное и его отлично видно невооруженным взглядом. Несколько экипажей решают выгрузить вещи и отправиться к озеру.

Полевой лагерь близ озера Убсу-Нур

Полевой лагерь близ озера Убсу-Нур. Координаты: N50 44.348 E93 07.974

Озеро Убсу-Нур находится на территории Монголии и России. Это самое большое Монгольское озеро. Российская часть занимает не более 1 % береговой линии. Вот к этой части мы и отправились, несмотря на сложный день, стремительно приближающиеся сумерки и усталость — другого шанса просто может не быть!

По дороге к озеру Убсу-Нур

По дороге к озеру Убсу-Нур — дальше дороги нет.

Это, наверное, трудно представить, но на таком маленьком клочке земли можно легко заблудиться. Дорог в этом месте много, но все они закончились гораздо раньше, чем мы достигли озера. Но цель поставлена! Включаем понижающий ряд и блокировку и двигаемся по направлению к воде.

Chevrolet Niva у озера Убсу-Нур

Chevrolet Niva у озера Убсу-Нур — до береговой линии 50 метров. Ближе еще никто не подъезжал.

Озеро Убсу-Нур

Озеро Убсу-Нур. Координаты: N50 40.048 E93 00.121

Как сказал один из участников этого «штурма» — «Лучшей природы я никогда не видел». И это есть чистая правда.

Тем временем становится темно. Со стороны гор надвигается гроза. Мы возвращаемся в полевой лагерь. Невозможно удержаться от остановки… Делаем еще несколько кадров… Правильно — другого шанса просто может не быть (убылка)!

Где-то у озера Убсу-Нур

День закончен. Нас ждет горячий душ (представьте себе, в нашем полевом лагере был горячий душ), вкусный ужин и отдых. Погода стремительно портится. Поднялся шквальный ветер. Нам повезло. Гроза обошла нас стороной. Правда, ветер с дождем сильно потрепал наши палатки. В эту ночь многие экипажи спали в машинах.

15 августа 2013 года — Самый яркий день экспедиции

— Бензин ваш — идеи наши. Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок»

В 7:00 подъем и завтрак. Никакой усталости, несмотря на вчерашнюю дорогу, сон в машине и ненастную погоду. В 8:00 мы отправляемся на самый красивый участок нашего маршрута — от озера Убсу-Нур вдоль границы России и Монголии через два горных перевала к административной границе Тывы и Хакасии.

Вдоль границы России и Монголии

У нас довольно жесткий график. Но что такое график по сравнению с окружающей природой. Мы постоянно останавливаемся, чтобы сделать несколько кадров и полюбоваться прекрасными видами природы.

В селе Дус-Даг

В приграничном селе Дус-Даг. Координаты: N50 48.769 E92 40.864

Река Чоза

Я никогда в жизни не видел настоящих пограничных столбов. А здесь до них рукой подать. Вот только потрогать нельзя.

Пограничные столбы

Пограничные столбы — государственная граница России и Монголии.

Горы вокруг как из сказки…

В горах Тывы

Воздух просто опьяняет своей чистотой и прозрачностью.

На перевале в горах Тывы

На перевале в горах Тывы. Самая высокая точка на нашем маршруте. В этом месте высота по GPS — 2360 метров.

Дороги в этих местах — одно название, но они прекрасны!

В горах Тывы

Перевал. Гора Тану-Ола. Координаты: N50 55.331 E92 19.381

Перевал пройден. Дальше дорога идет вниз…

Дорога в горах Тывы

В долине нас ждал обед. Наша полевая кухня всегда была на шаг впереди.

Полевая кухня

Координаты: N50 45.255 E92 15.245

Обед после перевала

Экспедиция стремительно завершалась. Мы двигались в сторону административной границы Тывы и Хакасии.

k_serdcu_azii_aug_2013-3881 k_serdcu_azii_aug_2013-3874 k_serdcu_azii_aug_2013-3884 k_serdcu_azii_aug_2013-3876

Близ административной границы Тывы и Хакасии

Близ административной границы Тывы и Хакасии мы нашли снег…

Административная граница Тывы и Хакасии

Координаты места: N51 42.102 E89 53.143

Вот в этом месте наша экспедиция официально завершилась. Здесь коллеги из GM-AVTOVAZ устроили нам небольшой розыгрыш с патрулем ДПС… «Матч закончился со счетом 1:0 в нашу пользу…» (улыбка). Ну, а мы погрузились в автобус и отправились в Абакан, где нас ждал торжественный ужин, очень короткий сон и обратный перелет в Москву.

С Вашего позволения, дорогие мои читатели, я скажу еще несколько слов об автомобиле Chevrolet Niva.

На мой взгляд Chevrolet Niva является одним из самых надежных автомобилей Российского производства. Я убедился в этом лично. За всю экспедицию ни с одним из шести автомобилей ничего не случилось, несмотря на тяжелые условия эксплуатации. Большинство иностранных автопроизводителей считают обычный среднестатистический российский асфальт тяжелыми условиями эксплуатации для своих автомобилей, что уж говорить о нашем маршруте. И это были не специально подготовленные машины, а серийные внедорожники Chevrolet Niva. Им бы еще другой мотор… Но это уже совсем другая история (улыбка).

Спасибо, что дочитали до этого места.

Искренне Ваш, А. Иванов

Искренне Ваш Александр Иванов

Маршрут экспедиции на карте

Маршрут экспедиции

Скачать трек экспедиции в формате GPS Exchange — файл .GPX (1,8 Mb)

Александр Иванов

Александр Иванов - известный блогер, автор этого ресурса ;)